СКАНДАЛ

Призрак Linux`а в коридорах власти.

11.06.2000

Тимофей ЖУРАВЛЕВ

Летом прошлого года тогдашний премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко подписал постановление, согласно которому из резервного фонда Кабмина выделялось 13,7 миллионов долларов на легализацию пиратского ПО в органах власти Украины. Однако, благодаря президентским выборам, а также скорой смене главы правительства этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. И, казалось бы, после неудавшейся попытки такого монстра, как Microsoft получить от украинского правительства хотя бы часть этих средств, можно было поставить крест на подобных затеях, однако….

При Кабинете министров работает очередная рабочая группа по разработке и согласованию Концепции легализации программных продуктов и борьбы с нелегальным их использованием. В ее составе известные и авторитетные представители бизнеса, общественных организаций, и, естественно, различные чиновники. Однако даже при безграничном доверии к этим людям, ни одного из них нельзя назвать реальным экспертом в области программного обеспечения. И, скорее всего, подавляющее большинство членов рабочей группы очень смутно представляют себе предмет обсуждения.

Реалии таковы – в государственной казне практически пусто, и выделения средств на легализацию ПО в ближайшее время не предвидится. Во всяком случае такое мнение бытует в Кабинете Министров. Поэтому, вполне прогнозируемо желание наших государственных мужей выделять намного меньшие средства на исследование новой и практически бесплатной ОС Linux, для ее дальнейшего применения вместо продукции Microsoft. Такой поворот событий реально оставляет Microsoft “за бортом”.

Такая версия развития событий находит свое подтверждение. Весной этого года в Интернете появляется нашумевшее открытое письмо украинского программиста Сергея Кубушина (автора украинизированного клона Linux под названием KSI Linux) о новых планах “Линуксизации” всей страны (http://linux.dp.ua/maillist/msg00184.html).

В частном порядке от Сергея удалось получить следующее сообщение: “Известно только что некая, типа американская фирма, вроде как пытается протолкнуть какой-то проект правительству. От их лица выступает некто Крис Витанов, говорящий по-русски с акцентом. Сидит в грузинском посольстве, с виду - типичный жулик и продавец воздуха. В предмете плавает, ни на какие серьезные вопросы ответить не в состоянии. Намекает на то, что они уже разнесли взятки по чиновникам”.

Донецкий соавтор также “украинского” BlackCat Linux`а – Леонид Катнер, просто не в курсе основных киевских событий и говорит о готовности к сотрудничеству: “Мне даже известны примеры успешного применения, именно в госструктурах - то есть внедрение "снизу" уже идет…”.

Далее сама собою напрашивается цитата из того же Сергея Кубушина: “По поводу официального использования (Linux в госструктурах – прим. автора) - практически на 100% уверен, что не будет использоваться ни одна (уже украинизированная версия Linux - прим. автора). Основная беда наших дистрибутивов в том, что они уже есть. Таким образом, не надо тратить больших денег на разработку концепций, выработку каких-то требований и т.п., т.е. негде украсть. Ну и нескольких десятков диссертаций на тему "О некоторых вопросах концептуального подхода к…" тоже не написать... Вторая беда - это бесплатность наших дистрибутивов.

Вот если бы их надо было централизовано закупать за рубежом за большие деньги, они бы еще имели шанс. А так - опять-таки украсть негде...”.

Что же касается “верхов”, то идея использования Linux`а всем очень импонирует. Вероятно для них главное рациональное звено в “линуксизации всей страны” заключается, во-первых, - в бесплатности этой операционной системы, а во-вторых (и, похоже, это главная причина) – в возможности “выкачивания” бюджетных средств на всяческие “проведения исследований безопасности”, “внедрение украинского языка в операционную систему”, “переобучение персонала для работы в ОС Linux” и т.д.

Зачем чиновникам Linux?

“Гениальным” чиновникам не важно, в какой отрасли работать – главное процесс управления сам по себе. К сожалению, таков подход и в отрасли информатизации органов власти. По идее – информатизация должна приводить к упрощению как процесса управления и сокращению числа чиновников. Как мы видим – за 10 лет Независимости Украина, закупив массу компьютеров, не только не упростила органы управления, но и умудрилась “расплодить” чиновников до рекордного показателя – 250 тысяч в конце прошлого года (для сравнения – в 1994 году их было еще 150 тысяч).

Вообще-то чиновничий подход в информационной сфере накладывает неизгладимый отпечаток на решение сложнейшего вопроса – полного перехода на другую операционную систему. Комментарий Александра Бернатовича, генерального директора Компании “IT-консалтинг”:

“В обосновании к одному служебному документу, посвященному легализации программного обеспечения в государственных органах, довелось, как-то прочитать такой пассаж (цитирую по памяти): “После легализации достаточных средств на закупку новых версий программных продуктов скорее всего не будет, поэтому пользователи будут самостоятельно заменять устаревшие лицензионные копии на пиратские и деньги на легализацию будут потрачены зря…

Звучит по государственному рачительно. Однако это типичный пример непрофессионализма чиновника, потому что вложение средств в легальное ПО - лучший способ сохранить государственные средства на информатизацию. "Железо" дешевеет так стремительно, что уже через 3-4 года практически полностью обесценивается. В то же время средства, вложенные в легальное ПО, в самом худшем случае за это время падают в цене процентов на 20, поскольку их “апгрейт” до новых версий по специальным программам для госучереждений и составляет эту величину. За все время проведения кредитных тендеров (потрачено около 50 миллионов долларов) именно "железный" уклон в информатизации и привел к тому, что потеряно больше средств, чем необходимо для выполнения всей уже почти забытой Национальной программы (Программы информатизации –прим. Автора).

Для государственных структур крайне важным фактором является и простота инсталляции и эксплуатации операционной системы, ее совместимость с предыдущими операционными продуктами, массовая поддержка производителей периферии. Ведь не секрет, что сейчас в государственных учреждениях операционные системы, как правило, эксплуатируются без какой-либо поддержки производителей. И это худо-бедно возможно потому, что используются системы с высочайшей простотой инсталляции и эксплуатации. Чиновникам, ратующим за разработку новой операционной системы стоило бы попробовать хотя бы один раз проинсталлировать на различных компьютерах своего ведомства предлагаемую ими систему.

Однако все приведенные соображения ни в коей мере не направлены на отрицание возможности разработки национальной операционной системы. Это возможно и перспективно. Однако вместо того, чтобы собирать сомнительные группы разработчиков, заниматься откровенным прожектерством, стоило бы подумать действительно по государственному. Прежде чем принимать решение в пользу той или иной платформы, необходимо решить проблему организации, которая будет разрабатывать, локализовать, модернизировать и много лет сопровождать национальную операционную систему. Такой организацией может стать либо крупный государственный институт, либо мощный софтверный технопарк, либо разумный консорциум таких структур”.

И трижды прав глава СНБО Евгений Марчук. Он готов “взять на себя труд всемерно помочь продвижению отечественного ПО в органах государственной власти, но только после появления на свет заключения КОМПЕТЕНТНОЙ, НЕЗАВИСИМОЙ экспертизы о пригодности того или иного образца ПО, хоть бы и KSI Linux.

Если же говорить о “концептуальном” подходе, то “вопросами разработки и внедрения отечественного ПО в стране занимается именно структуры КабМина, в частности Госком по информатизации и связи. И уже не первый год. Отсутствие ощутимого прогресса в немалой степени определяется мизерными окладами экспертов этих ведомств - менее 200 грв. в месяц!!! Евгений Марчук готов.

Без поддержки экспертов, профессионального сообщества, любой прогресс в этой области невозможен” - сообщает, по поручению секретаря СНБО Евгения Кирилловича Марчука, Роман Химич, редактор сайта Евгения Марчука.

В классическом варианте разработка операционной системы занимает несколько лет. Но даже после нескольких лет массовой эксплуатации, в них все равно обнаруживаются ошибки. А более чем 30 летний мировой опыт разработки ОС свидетельствует, что эти системы "выживают" только тогда, когда их создателем является устойчивая и мощная структура, имеющая высочайший уровень технологической зрелости. В противном случае, уход нескольких ведущих программистов, как правило, приводит к прекращению развития системы и даже ее умиранию.

И теперь вспоминая мизерность окладов наших программистов и полное отсутствие крупных и устойчивых отечественных производителей программного обеспечения, вряд ли можно рассчитывать на реальный успех перевода органов власти Украины на отличную от Windows операционную систему. Скорее всего, после двух-трех неудачных попыток все вернется на “круги своя”, а в госструктурах будут по-прежнему пользоваться пиратскими копиями Microsoft.

Hosted by uCoz