ПОЛИТИКА

Европа - темница для самих европейцев

1.08.2000 

Тимур ДУШКО

 

В новом тысячалетии,применение компьютеров, как и всех достижений научно-технического прогресса , не столько даёт преимуществ, сколько порождает новые общественные проблемы. Самый распространённый их вид-воровство информации. Отныне самым ценным и самым часто похищаемым товаром в настоящее время является информация.Подвергаются краже деньги ,хранимые в банках ,интеллектуальная собственность (открытия ,изобретения, вообще,различные научные и технические достижения ) военные и коммерческие секреты.

По информации американского журнала “Law Enforcement Bulletin “, который является официальным печатным органом FBI (ФБР), в Детройте, штат Мичиган, США, хакер вошёл в компьютерную систему одного из ведущих банков США, открыл новый счёт и систематически переводил на него небольшие деньги с других текущих счетов. Эти небольшие кражи достигли общей суммы 50 тыс.долларов, только тогда махинация была раскрыта. Другой компьютерный взломщик ,получил доступ в центральный компьютер “Сити-корпорейшн”, перевёл на свои счета около 40 млн.долларов .Известен случай,когда некий 16-летний юноша похитил банк данных американского Пентагона, были случаи похищения секретной информации у британской разведывательной службы “Интеллиджент Сервис”.

В своём докладе, Британский Союз Банков оценивает совокупные потери от компьютерных мошенничеств, приблизительно, в 8 млрд.долларов США ежегодно. Естественно,пользователи компьютеров заинтересованы в надёжных средствах защиты,но однако опыт показывает,что они оказываются неэффективны. Например известен случай ,в 1977 году была создана шифровальная система с кодовым числом RSA-129, создатели которой гарантировали , что разгадать придуманный ими шифр можно будет через 40 квадральонов (тысяч миллиардов ) лет.

Однако всего через 17 лет,в 1994 году, группа из 600 “добровольцев” разгадала этот шифр и через “Интернет” взломала код. И вообще , наблюдения показали ,что,когда специалисты по безопасности компьютеров придумывают новые средства защиты, хакеры с энтузиазмом воспринимают это как новую возможность проявить свою изобретательность и в короткий срок находят способ проникнуть в компьютер через вновь устроенную преграду. Более того, сам технический прогресс даёт новые возможности для компьютерных преступлений.

Уже сейчас человек, противозаконно собирающий или обрабатывающий информацию, в состоянии легко её скрыть-он имеет возможность перенести её на простую дискету, которую в случае внезапного контроля можно немедленно вынуть из компьютера и просто положить в карман пиджака. Если учесть,что новое поколение дискет имеет вместимость до гигабайта (около миллиарда знаков ), то можно оценить степень опасности- на такую кассету можно занести информацию о нескольких миллионах человек.

Вполне понятно, что при такой уязвимости компьютеров помещать в них сугубо личные данные о гражданах небезопасно, и это может привести ко многим неприятным и нежелательным последствиям для людей. Понимая всё это, создатели информационной системы Шенген предложили странам-участницам ратифицировать закон “О защите граждан при сборе и обработке данных личного характера”.

2. Шенгенское соглашение. Факты и аргументы.

Шенгенское соглашение было подписано 14 июня 1985 года в местечке Шенген ( в герцогстве Люксембург ) пятью странами : Германией, Францией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом.Соглашение является одним из этапов на пути утверждения объединённой Европы.Его цель- упразднение внутренних границ между странами,подписавшими его. Это значит, что граждане стран-членов соглашения передвигаются из одной страны в другую без какой -либо процедуры контроля. С такой же легкостью будет осуществляться и передвижение товаров. Не требуется ни оформление паспортов, ни другие формальности.

Однако эта лёгкость передвижения имеет и свою достаточно серьёзную оборотную сторону. С такой же лёгкостью в этом объединённом пространстве государств будут передвигаться различные террористы,торговцы наркотиками, контрабандисты и т.п. Для борьбы с этим явлением Шенгенское соглашение намеревается бороться посредством компьютерной системы контроля, именуемой “Система информации Шенген”.

Эта система, на основании статьи 93 Шенгенского соглашения, “имеет своим предметом защиту общественного порядка и безопасности, включая и государственную безопасность”. На практике, речь идёт о создании гигантсокого банка данных, в котором будет храниться информация о всех гражданах стран Соглашения, и в том числе, и о тех лицах, которые будут рассматриваться как “подозрительные”, то есть как потенциальные преступники. Эта система имеет центральный компьютер в Страсбурге, связанный с национальными филиалами, к которым, в свою очередь, подключаются тысячи “рабочих пунктов”. Эти рабочие пункты устанавливаются не только в государственные учреждения, но и во все “точки”, куда может обратиться человек в самых будничных мелочах своей жизни: магазины, банки, лечебные учреждения, телефонная и телеграфная сеть, учебные заведения и т.п. Человек сможет пользоваться услугами этих заведений, предъявив свою личную электронную карточку, в которую, кроме данных паспорта, занесены и другие, самые подробные сведения о нём.

Получается, что с помощью системы “Шенген” некий контролирующий орган (лицо или группа лиц) может в любой момент иметь подробнейшую информацию о частной жизни любого человека. Тем самым первоначальная идея объединённой Европы- о мирном сосуществовании европейских народов- подменяется созданием единого полицейского супер-государства с мощной системой запретов и контроля.

Вполне понятно, что такой вариант объединённой Европы не мог быть одобрен европейской общественностью. Шенгенское соглашение три года хранилось в тайне, только в ноябре 1988 года о нём впервые публично заявил один французский сенатор, а в июне 1990 года старны-участницы приступили к его реализации. Позже к этому соглашению присоединились и другие государства, в основном,-страны Центральной и Южной Европы:

Италия (1990), Испания (1991), Португалия (1991), Австрия (1994), а также Греция (1992), Дания (1994). Отказывались присоединиться к соглашению Великобритания и Ирландия, ссылаясь на то, что “это самая значительная регистрация в истории человеческого рода и что эта система антидемократическая “. Принятие системы Шенген в Греции вызвало бурю протестов как со стороны церковной иерархии, клириков и монахов, так и со стороны греческого народа, который почти весь (92 %) является православным.

Серьёзные опасения были высказаны также и со стороны некоторых законодательных органов, таких, как Европейский Парламент и Государственный Совет Голландии. Точно установлено, что, благодаря Шенгенскому Соглашению и одноимённой информационной системе, значительно облегчается и упрощается вторжение в личную жизнь граждан, а также наносится сильный удар по статусу презумции невиновности гражданина.

Согласно положениям Шенгенского соглашения, узаконивается создание всестороннего электронного досье на каждого гражданина. Туда заносится всё, что может служить целям раскрытия уголовного преступления или осуждения, в том числе, и сугубо личные сведения, то есть " расовое или национальное происхождение, политические взгляды, религиозные убеждения, данные о состоянии здоровья, интимной жизни и т.д. Последствия сбора такой всеохватывающей информации о гражданах очень выразительно прокомментировал политический деятель Греции- член Европарламента Коста Николау:" Посмотрим , что означает, на самом деле, электронная регистрация и каковы будут её кокретные последствия для каждого из нас.

Кроме политических и социальных взглядов каждого и возможных особенностей поведения, вездесущий глаз информационного центра ( и тех, кто принимает участие в его обслуживании ) в любой момент будет видеть, где мы работали ранее. Каковы наши успехи в образовании и какие дипломы мы получили. Какими болезнями мы болели и какие из них ещё действуют на наш организм и, особенно,- на наше умственное состояние. Сколько раз и от кого мы принимали жалобу. Каковы наши связи с банками. Каково, на самом деле, наше имущество. Как часто и куда мы ездим. С какими "высокими" людьми связаны. Каковы наши привычки…"

Возникает вопрос, для кого будет собираться столь подробная информация о гржданах ? Что это за органы власти и какой именно власти ? И как ни странно, определённого ответа на на эти вопросы не находим. "Центр", как особое учреждение, становится государством в государстве", так как он не будет подвергаться контролю, будет независимым и не подлежащим никакой административной инспекции. Мало того, что Страсбургский центр сосредоточит в своих руках практически всю информацию о жителях объединённой Европы. С помощью этой информации он сможет установить власть над людьми, , и это тоже предусмотрено Шенгенским соглашением. Ведь не надо забывать, что официально цель создания Шенгенской системы- обеспечение безопасности, борьба с преступностью. И именно для профилактики преступлений и будут собираться компьютерные досье на граждан. Но как это будет выглядеть на практике?

На практике, на основании компьютерной информации будут выявляться списки потенциальных преступников,то есть лиц, " которые, по мнению властей, могут квалифицироваться как способные в будущем к совершению " правонаказуемых деяний". Всё общество, вся объединённая Европа, таким образом, "раздробляется на невинных, виновных и подозреваемых", "хороших и плохих, невинных и подозрительных, наказуемых и нежелательных". Что самое опасное при этом, не разработаны чёткие критерии ,и потому на практике отрицательная оценка людей "будет исходить из различных центров, которые будут характеризовать вызывающих подозрение граждан по своим собственным критериям". Шенгенским соглашением предусмотрены определённые меры воздействия на людей, отнесённых к категории потенциальных преступников.

Под предлогом безопасности передвижений устанавливается не только компьютерная регистрация, но и система слежки за теми гражданами, которые отнесены к категории подозрительных. Этот надзор может быть незаметным (метод "тактичной слежки"), который может быть весьма эффективным, и привести к преследованию и аресту подозреваемого человека, причём, не только на территории одного какого-то определённого государства, но и в пределах 20- километровой зоны в пределах другой страны без ведома её властей. Тем самым нарушается государственный суверенитет, и, напротив, полицейские службы получают возможность "расширить свои полномочия или приобрести новые полномочия", вводятся новые структуры в области правопорядка, таким образом фактически создаётся сверх-полиция, не подчиняющаяся власти ни одного государства- члена ЕС.

Вероятно, что для надлежащей безопасности целесообразно было бы усилить Интерпол. В Северной Европе в течение последних сорока лет таможеный союз, уничтожение пограничного контроля, передвижение людей и перевозка товаров осуществлялись совершенно свободно, без электронных удостоверений и досье. Ясно, что более чем сорокалетний опыт Северного Таможенного Союза показал, что Эффективное свободное передвижение лиц может осуществляться без развития тоталитарного законодательного механизма, вводимого под предлогом мер безопасности.

В целом, Шенгенская система ставит под угрозу конституционные свободы, которыми до сих пор могли беспрепятственно пользоваться граждане стран - членов Европейского Союза, и Европа для них становится темницей без видимых стен и решётчатых окон, но с прочнейшими оковами , накрепко связывающими малейшие свободные проявления гражданского

Hosted by uCoz