ОБЩЕСТВО

Делай деньги, не отходя от власти

1.08.99

Тимофей ЖУРАВЛЕВ

Механизм конвертации власти
и личных “связей” в деньги
и устранение неугодных…

Все основополагающие принципы Западного общества, попадая на плодородные украинские земли, претерпевают изменения (как бы приспосабливаясь к местным условиям). Но приобретенные формы подобных аксиом полностью изменяют их содержание. Например, западная аксиома – “деньги это власть”, давно преобразована нашими умельцами во “власть – это деньги”. Конвертацией власти в денежные знаки стало любимым занятием многих чиновников. Наверное поэтому, несмотря на мизерные оклады (которые вряд ли позволили бы простому смертному прожить и прокормить целый месяц семью) различные должности пользуются популярностью и позволяют тем, кто их занимает, приобретать иномарки, возводить скромненькие двух-трех этажные домишки, посылать своих детей учиться за границей.

Одним из способов, которыми пользуются чиновники, чтобы получить необходимые средства для своего существования – это создание различных препятствий всем, кто находится в пределах их досягаемости и не может воспротивиться.

Советский бюрократизм породил новое явление, так называемый “синдром вахтера”, основной принцип которого звучит следующим образом - “чем мельче начальник, тем сильнее его желание проявить свою власть”. Особенно ярко это видно в небольших городах районного масштаба.

В принципе, нет ничего криминального в том, что организация, сдающая помещение в аренду предпринимателю, поднимает арендную плату. Однако, когда узнаешь подробности других событий, происходящих в том же городе и практически в то же время, тогда все представляется совершенно в ином свете.

Как сделать прибыльный объект убыточным…

Чтобы понять суть конвертации власти в деньги приведем маленькую задачку по мини-экономике:

Условия задачи: Пригородные автобусы принадлежат автопредприятию города П и билеты на них приобретаются в кассах автостанции. Автостанция принадлежит городу Ж и приносит ежемесячную прибыль от продажи билетов на автобусы автопредприятия П - 10 000 гривень. Каким образом сделать так, чтобы прибыль начала поступать автопредприятию города П, минуя город Ж?

Решение.

Действие первое.
На определенное время нанимается необходимое количество кондукторов, которые продают билеты в салоне автобуса.

Действие второе.
Пассажирам создаются всевозможные препятствия для приобретения билетов на автостанции города Ж.

Действие третье.
По истечении определенного срока автопредприятием подготавливается предложение владельцам автостанции( то есть городу Ж) о передаче уже “убыточной единицы” “во временное пользование”.

Действие четвертое.
Подписывается договор с владельцем автостанции о “временном пользовании”. Старые работники – кассиры. Институт контроллерства на автобусах ликвидируется. А новоиспеченный хозяин автостанции на освободившиеся от кассиров места ставит “своих людей”…

Действие пятое.
По договору владельцу автостанции (городу Ж) город П перечисляет 1000 гривень в виде арендной платы, а получившаяся разница… Далее, надеюсь, нет необходимости объяснять.

К такому решению задачки прибегли исполнительный директор Житомирского предприятия “Житомиравтотранс” Матяш Олег Борисович и директор Попельнянского АТП №118-31 Бей Владимир Николаевич. Заявление директора “Житомиравтотранса”, что автостанция в поселке Попельня является убыточной, мягко говоря, не соответствуют действительности. Потому что бывший начальник автостанции Валентина Остапенко неоднократно писала докладные записки своему начальству, то есть Олегу Борисовичу, о том, что пассажиров заставляют покупать билеты не в кассах автостанции, а прямо в автобусе, чем наносится ущерб интересам “Житомиравтотранса”. Однако никакой реакции на это обращения из Житомира не последовало.

Вместо этого, несмотря на ежемесячно получаемые от деятельности автостанции 10000 гривень, руководство “Житомиравтотранса” решило, цитирую, “ликвидировать данное предприятие в связи с его убыточностью”. Тем самым оно “выкинуло на улицу” восемь человек и ограничилось прибылью в 1000 гривень арендной платы. Все это, конечно, дело сугубо внутреннее, однако вряд ли акционеры “Житомиравтотранса”, в том числе и государство, были в курсе этих событий, а если бы были в курсе, то вряд ли одобрили эту сделку… Хотя бы потому, что русский вариант бизнеса – “украсть ящик водки и продать его, а деньги пропить” – не в интересах акционеров.

Лес рубят, щепки летят

Еще одной пострадавшей от этой истории стала предприниматель, которая арендует у “Житомиравтотранса” часть помещений Попельнянской автостанции с 1993 года, когда она организовала первое частное предприятие в городе - парикмахерскую. Начинали бизнес три человека, сейчас в парикмахерской работает семеро.

Проблемы у Натальи Корецкой начались с того момента, когда ее работница Валентина Добрянская, жена местного начальника ГАИ, решила уйти и открыть свою парикмахерскую, а глава правления Попельнянского АТП Бей Владимир Николаевич, как утверждают в Попельне – оч-чень хороший друг местного начальника ГАИ, захотел взять в аренду все помещение автостанции, владельцем которого является “Житомиравтотранс”. “Житомиравтотранс” и Попельнянское АТП заключили между собой договор о передаче автостанции “во временное пользование” пресловутому АТП, а первому арендателю – парикмахерской Наталье Корецкой прислали уведомление – “в связи с передачей во временное пользование помещений и прилегающих территорий Попельнянскому АТП, уведомляем о разрыве с вами арендного договора”. Вместе с тем директор Попельнянского АТП Владимир Николаевич Бей в разговоре с корреспондентом неоднократно делал ударение на то, что автостанция – это балласт на шее его предприятия.

Эта неприятность застала Наташу врасплох. Как объясняет бизнесмен – “с 1993 года у нас с “Житомиравтотрансом” не было никаких недоразумений. Тем более, что в Житомире постоянно констатировали, что мы являемся наилучшими плательщиками по договорам”.

Обратившись в Житомир с предложением о продлении договора аренды, Наталья Корецкая получила ответ, что договор должен заключаться “новым хозяином” автостанции – Попельнянским АТП, которое не является собственником помещений, а таким же арендатором. Немного позже, в ответ на отказ заключать договор с арендатором, а не с собственником, “Житомиравтотранс” предлагает заключить договор об аренде с ним. Однако требуемая сумма за аренду помещения более чем в два раза превышает прежнюю, причем никакого экономического основания для такого качественного повышения аренды не приводится и переговоры по этому вопросу “Житомиравтотранс” проводить не желает.

Исполнительный директор ОАО “Житомиравтотранс” Матяш Олег Борисович на вопрос корреспондента, – почему же не продлевается договор со старым испытанным временем партнером, – отвечать отказался, сославшись на сильную занятость. Директор же Попельнянского АТП Владимир Николаевич Бей до сих пор в святой уверенности, что арендную плату Наталья Корецкая должна платить только ему и только в том размере, который придет ему в голову. Наблюдается странное единодушие во мнениях и явная протекция со стороны Житомира в вопросе аренды помещений автостанции.

В то же время рядом с автостанцией строится новая парикмахерская, которая станет главным конкурентом предприятия Натальи Корецкой. Судя по всему чтобы обеспечить будущую монополию так стараются Олег Иванович Матяш и Владимир Николаевич Бей. Наташа не против конкурентов, однако, методы борьбы последних говорят о том, что наши предприниматели предпочитают не только оставаться (или становиться) монополистами в своей области деятельности, но и создают необходимые для этого структуры, чем-то напоминающие мафиозные.

P.S. На сегодняшний день Наталья Корецкая собирается отстаивать свои права в суде. Однако суд может затянуться на несколько лет, а тем временем без работы останутся еще семь человек. Органы местной власти молча наблюдают за происходящим – то ли от собственной беспомощности, то ли от нежелания содействовать развитию малого бизнеса и установлению главенства права. История еще не закончилась, и от ее финала будет зависеть очень многое: станут ли другие предприниматели Попельни бороться с произволом, окажется ли в следующий раз на высоте закон, будет ли развиваться свободное предпринимательство или “сферы влияния” поделит маленькая горстка людей.

Hosted by uCoz