ТЕХНОЛОГИИ

Инвестиции в контент-промышленность

10.09.2000

Тимофей ЖУРАВЛЕВ

 

Встречаются два новых русских:

  • как жизнь, братан?
  • Да вот, хочу прикупить сайт для своего “мерса”!
  • Чисто из золота?

В начале августа по Киеву пронеслись слухи, что “Укртелеком” принял решение облагодетельствовать пользователей интернет и снизить тарифы поминутной оплаты для обладателей модемов. Подтверждения эта информация так и не получила. "Укртелеком" с негодованием отрицает наличие таких планов. Однако пользователи почему-то потирают руки в предвкушении дешевого коннекта...

А пока завышенные цены на услуги главного монополиста средств коммуникации “Укртелекома” продолжают свое пагубное воздействие. Как сообщают представители ведущих интернет-провайдеров, поток клиентов, готовых платить деньги за подключение к интернету ослабевает с каждым днем.

Тем временем Киев переживает очередной бум, напрямую связанный с интернетом. На этот раз активность бизнесменов проявляется в области создания всевозможных интернет-проектов. “Порталы”, электронные газеты, информационные интернет-агентства, интернет-магазины стали очередным объектом вложения “свободных” денег и своего рода атрибутами “крутизны”. Начало этому процессу в начале 2000-го положил крупный инвестиционный проект фонда “Societe Generale Ladenburg”.

В сентябре готовятся к открытию еще несколько интернет-проектов, построенных по смешанной технологии “би ту би”+“би ту си”. Правда до сих пор остается непонятной маленькая деталь - будут ли возвращены деньги, вложенные в виртуальную реальность.

Виртуальные “дыры” для инвестиций

Из крупнейших контент-инвесторов, самой открытой структурой оказалось Украинское инвестиционное агентство (УИА). Остальные пока что предпочитают отмалчиваться. Поэтому приводима ниже информация субъективна и не дает полной картины в вопросе контент-инвестиций.

Первый проект УИА - интернет-газета www.proua.com. Как утверждает генеральный директор УИА Владислав Баранов, - “финансирование этого проекта осуществлялось за счет агентства. Мы не привлекали внешнего инвестора… С сентября планируется обновление внешнего вида сайта газеты. Это будет абсолютно новый более удобный дизайн, аналогов которому в Украине не существует.

Данный проект создавался для того, чтобы получить опыт реализации проектов в Сети, - рассказывает Владислав Баранов, - на тот момент www.proua.com был оптимальным проектом по материальным и человеческим ресурсам. На сегодняшний день суммарные затраты на газету на газету приблизились к 1 миллиону гривень.

Интернет-проект, чтобы он себя окупал, должен содержать блоки, связанные с электронной коммерцией, либо содержать рекламу других проектов, либо блок информации, которая доступна только через платную подписку. Для нас же более интересной видится концепция получения прибыли от перепродажи интернет-проекта, после того, как проект станет мощным источником информации, своего рода информационным рупором для широкого круга читателей”.

У данного проекта есть и конкуренты, которые также были бы не прочь “продаться” - “Украинская правда”, “Part.org.ua” “ufs.com.ua” и другие.

Проекты

"Помимо www.proua.com , УИА является разработчиком “Украинского финансового портала” (УФП), - продолжает Владислава Баранов, - цель проекта - создание единого вертикально структурированного ресурса в украинской части Интернета. УФП кроме информационно-аналитического блока включает бизнес-блоки, касающеся интернет-банкинга, интернет-страхования и интернет-инвестиции.

Свою заинтересованность учавтствовать в УФП в качестве инвестора проявили целый ряд инвестиционных структур, как украинских, так и иностранных. Длля нас этот проект интересен не только технологическими особенностями и новшествами, которые заложены в нем, но и реакцией фондового рынка Украины на этот проект.

Наши проекты сейчас в основном ориентируются на рускоязычную аудиторию. однако, мы предполагаем в будущем апустить проекты, которые основываются на абсолютно новых технологических решениях, новых даже для зарубежых партнеров. поэтому мы будем заинтересованы в првлечении внимания компаний стран Запада к нашим разработкам.

В начале августа мы заявили о создании интернет -инкубатора. За счет использования финансовых средств доноров, инкубатор оказывает административную, методлогическую, техническую и финансовую помощь новым интернет-проекта.

В обмен на свои услугиинтернет-инкубатор входит в долю данного проекта, вредких случсаях превыщаюю блокирующий пакет (25 процентов). Остальное будет делиться между разработчиком (автором) и стратегическим инвестором. который будет финансировать проект после периода "start up".

Основными требованиями к проектам, которые будут проходить через инкубатор, станут наличие инициативной команды и понятной потенциальным инвесторам бизнес-модели, проедполагающей доходность проекта в будущем.

Работа будет вестись как с уже существующими интернет-проектами, так и с находящимися на стадии проектирования. Опыт аналогичных российских структур показывает, что оптимальный срок работы с проектом в инкубаторе колеблеться от 6 до 12 месяв. После этого доля интернет-инкубатора продается статегическому инвестору, который будет инвестировать в него на борядок болшие деньги, или выводится на финансовый рынок и продается портфельноым инветсорам.

Ориентации проектов на не русскоязычные регионы пока нет, но она (ориентации) наверняка появится. Те проекты, которые мы рассматриваем на перспективу - основываются на технологических решениях, которых нет в мировой практике, поэтому глупо бы было ориентироваться в их реализации только на “Рунет”".

Барыши за “виртуальный” продукт

Первой ласточкой в области продаж интернет-проектов стало Агентство интернет новостей Александра Брамса ain.com.ua. И хотя его (в смысле - проект) никто не купил, нынешние контент-инвесторы продолжают пребывать в эйфории первооткрывателей. Владислав Баранов:

"У него (А. Брамса) видимо был не тот подход к продаже… структура обычной торговой компании включает в себя подразделения, ответственные за выработку стратегии и идеологии компании. Александр Брамс - идеолог интернет-рынка. Его подход к продаже не соответствовал тем требованиям, которые предъявляются к продаже интернет-проектов.

В мировой практике продажи интернет-проектов осуществляются специальными компаниями, работающими на фондовом и финансовом рынках. Эти компании владеют методологиейоформления подобных сделок.

Ни один из важнейших факторов не был учтен господином Брамсом. Поэтому делать выводы о несостоятельности украинского интернет-рынка преждевременно. Это просто ошибка в технологии продаж”.

О технологии продажи своих проектов руководство УИА скромно умалчивает - “Продажа, естественно произойдет, но об этом узнают не сразу и не во всех подробностях. Мы, конечно, скажем, что продали проект… но, кому и как - догадывайтесь сами”.

Относительно продажи интернет-проектов в среде специалистов существует мнение, что сегодня открыто продать информационный ресурс практически невозможно. В основном это связано с тем, что нынешний покупатель не склонен оглашать о своем владении “рупором свободы”.

Денег нет...

Другой проблемой отечественного контента является практическая невозможность доступа граждан государства к информационным ресурсам госструктур (которые содержаться за счет все тех же граждан).

И несмотря на "титанические" (единственный Указ Президента и соответствующее постановление Кабмина) усилия руководителей государства, украинский интернет-контент органов государственой власти продолжает поражать своей пустотой. Практически невозможно найти свежую информацию о подзаконных актах или просто о нововведениях в соответствующих госструктурах. Главное предназначние интернет-страничек министерств и ведомств - реклама своих руководителей и информирование общественности об их жизненном пути.

Информация о (про) госорганы превратилась в всоего рода товар, который можно получить только лично в руки и только в присутствии чиновника. Независимо от степени его открытости.

Руководство государства в принципе понимает, что эту проблему необходимо решать. Опыт "цивилизованного мира" говорит, что подобные проекты интернет-гласности финансируются из госбюджетов. Но в Украине, как у кота Матроскина из Простоквашино - "А у нас денег нет!"...

Выходом из тупиковой ситуации могут стать частные инвестиции в украинский контенет. Естественно, это будут альтернативные государственным источники информации, достоверность которых будет тяжело проверить. Тем не менее такие попытки предпринимаются.

Инвестиции - гарантия развития

Виктор Спиридонов, президент Ассоциации производителей программного обеспечения Украины: "Сейчас идет разведка украинского интернет-рынка западными компаниями для того чтобы понять - как тут можно работать. Как всегда, первыми на рискованные рынки приходят разведчики, в том числе технологические шпионы. История повторяется. Сейчас в Украине работают в основном венчурные фонды, которые по роду своей деятельности занимаются вопросами рискованных , если не сказать авантюрных инвестиций. Серьезные инвесторы пока выжидают. И придут только в том случае, если финансовая ситуация будет способствовать развитию контент-промышенности.

"Чистых" контент-проектов нет. Все они завязаны на определенную технологию, поэтому нельзя продать сайт на "болванке" CD-ROM. Интернет-проекты продаются с минимально необходимой инфраструктурой для поддержания работоспособности контент-проекта.

К нам, как и на заре Независимости, приезжают "консультанты" и "инвесторы", привозящие воздух вместо реальных денег. Поэтому будет далеко не лишним использование украинскми бизнесменами дополнительных мер преосторожности: ВСЕГДА заключайте с Западными партнерами соглашения о неразглашении передаваемой информации.

Наши компании только начинают создавать структуры защиты инфорации. На мой взгляд сегодня контент-проекты вряд ли окупаются. Зато они дают более плотные контакты, возможность получать интернет-рекламу по-бартеру, возможность формировать отношение к себе, как значимому явлению на на рынке.

При всем уважении к западному пратнеру, нужно знать с кем имеешь дело. Нужно избавляться от эйфории сотрудничества с богатым западным партнером.

Так что бум контент-проектов в Украине не более чем разведка западных компаний финансовой почвы и разработка тех или иных технологических решений. Просто сейчас в Украине воплощение интернет-проектов намного дешевле чем на Западе.

Я думаю, что тенденция активного создания новых контент-проектов в ближайшее время сохранится. Во всяком случае об этом говорит уменьшение объемов иинвестиций на Западе . Это значит, что инвесторы будут искать новые рынки, и Украина имеет неплохие шансы стать реципиентом".

Александр Ольшанский, генеральный директор "Наддима групп": "В ближайшей перспективе Интернет-рынок имеет два сценария развития.

Оптимистический.

Повторить путь развития российского рынка, то есть создать ивестиционно-благоприятный рынок. Это привлекает ресурсы и помогает избежать утечки мозгов.

Необходимо также изменить политику в области связи Госкомсвязи и “Укртелекома”, которые устанавливают монопольные и неоправданно завышенные цены на связь, что влечет за собой недоразвитие провайдеров.

Также должна измениться государственная политика в области образования, что позволит стране не отстать от развитых стран в ближайшие годы. По сути - если государство не вмешается вчера, то через 5-7 лет Украина останется без специалистов.

Пессимистический.

Этот вариант похож на Апокалипсис. Неполучение инвестиций (речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов в ближайшие 2 года) повлечет за собой не создание рабочих мест, утекание кадров и “вымирание” контент-проектов. Опасность интернета в том и заключается, что позволяет “утекать” мозгам без физического перемещения их носителя. Фактически необходимых кадров с систематизированным высшим образованием для работы с сетями в Украине уже нет.

Также страшен и перекос в трафике. Сегодня отечественный трафик составляет менее 10 процентов. И несмотря на ежегодный потребительский рост примерно на 400 процентов, ситуация не меняется.

Используя иностранный трафик, Украина получает в довесок ко всякому другому импорту еще и информационный. Эту ситуацию необходимо срочно исправлять.

По моему мнению не имеет смысла выделять ITбизнес в отдельное налоговое поле. Как показывает опыт, - из этого ничего не получается. И я уверен, что такой подход будет не эффективен. Получение же каких либо льгот - тупиковый путь развития любого бизнеса. Льготы - как дают, так и отменяют. Поэтому имеет смысл говорить об общей экономической ситуации и необходимости ее улучшения".

 

Hosted by uCoz